Претензия подрядчику
Если в рамках соглашения о проведении каких-либо работ или оказании определенного объема услуг сторона-исполнитель нарушает взятые на себя обязательства, включается такой инструмент воздействия, как претензия подрядчику — письменное заявление с требованием выполнить все условия договора или компенсировать ущеб, возникший в связи с их невыполнением.
Уважаемые граждане! Если вам нужна срочная консультация по вопросам, связанным со взаимодействием сторон в рамках договора подряда, вы можете воспользоваться горячей линией онлайн-помощи для оперативного получения первичной информации:
Законодательство об обязательствах по договору подряда
Данный вид гражданско-правовых сделок весьма распространен в разных сферах деятельности, направленной на удовлетворение бытовых или личных потребностей заказчика (строительство, пусконаладочные, ремонтные, монтажные работы и многое другое).
Возникающим при заключении соглашения правоотношениям посвящена глава 37 ГК РФ. Одна сторона такого соглашения обязуется выполнить работы/предоставить услуги, другая — оплатить их (ГК РФ, ст. 702). К тому же, гражданский кодекс различает договор подряда бытового (ст. 730) и строительного (ст. 740).
Отдельные виды договора подряда дополнительно урегулируются и другими нормативно-правовыми актами. Так, при выполнении строительных работ учитываются положения Градостроительного кодекса РФ, СНиП (строительных норм и правил) и пр. В рамках бытового подряда стороны должны взаимодействовать в соответствии с федеральным законом №2300-1 «О защите прав потребителей».
Зачем нужна досудебная претензия
Споры, возникающие между сторонами договора подряда, во многих случаях могут быть урегулированы оперативно и без судебного вмешательства. Этому и способствует претензионной порядок устранения возникших разногласий: заказчик в письменном виде извещает подрядчика о выявленных недостатках произведенных работ/оказанных услуг, предоставляя возможность устранить эти недостатки добровольно.
По закону у стороны-получателя претензии есть 10 дней на то, чтобы принять выдвинутые условия или высказать свою позицию, продолжая обсуждение проблемы. Если же стороны спора договориться не могут, их позиции далее может рассматривать суд.
Хотя законодательно по данному виду договоров претензионный порядок рассмотрения споров обязательным не является, и неудовлетворенная сторона соглашения может обратиться сразу в судебную инстанцию, на практике суд чрезвычайно позитивно оценивает попытку досудебного урегулирования, что не может не отразиться на окончательном решении.
Исключительные случаи, когда направление заявления-претензии контрагенту обязательно:
- если досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен самим соглашением;
- при желании внести в договор изменения или расторгнуть его;
- при наличии денежных требований по договору подряда, сторонами которого являются юрлица.
Распространенные споры между сторонами подрядного соглашения
Исходя из сути подобных договорных отношений, противоречия между заказчиком и исполнителем могут возникнуть:
- по срокам (нарушение сроков исполнения обязательств);
- по качеству выполнения работ (об устранении недостатков, пропорциональном выявленным дефектам уменьшении стоимости или отказе от договора и возврате денег);
- из-за одностороннего повышения стоимости;
- в связи с отказом от выплаты установленных договором штрафных санкций и т.п.
Как показывает практика, наиболее часто выставляются претензии за некачественно выполненные работы (в том числе по гарантии) и о сроках выполнения работ подрядчиком.
Как написать заявление-претензию
Эффективность попытки досудебного урегулирования возникших разногласий напрямую зависит от того, насколько грамотно составлена письменная претензия подрядчику. Хотя такое заявление составляется в свободной форме, оно в обязательном порядке должно содержать:
- правильно указанные реквизиты сторон (как адресата, так и заявителя);
- сведения о соглашении (номер и дату договора);
- грамотно и внятно изложенную суть проблемы со ссылками на законодательные акты и нормы, которые подтверждают нарушения условий договора и права заказчика (например, ссылки на закон «О защите прав потребителей» в связи с оказанием услуг ненадлежащего качества);
- аргументированные требования в связи с описанной ситуацией и четкие сроки их выполнения.
Важным условием является также передача экземпляра претензии надлежащим образом — под подпись или заказным почтовым оправлением.
Юристы нашей компании, имеющие большой практический опыт в урегулировании споров по договорам подрядов, помогут правильно написать и передать претензионное письмо, которое гарантированно не будет оставлено подрядчиком без внимания: