Юрист по защите прав пациентов
Большинству людей приходится сталкиваться с необходимостью обращаться в медучреждения. Становясь пациентом, гражданин получает право на защиту со стороны государства в лице специальных органов, назначение которых – следить за правомерностью действий медицинских работников. Рассмотрим подробнее, как в нашей стране организована защита пациентов, и куда они могут обращаться, если их права нарушены.
На стороне пациента — закон
Каждый гражданин имеет право на охрану своего здоровья и адекватную медицинскую помощь согласно Конституции РФ (ст. 41). Кроме того, на территории РФ действует федеральный закон N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011, ст. 10 которого устанавливает принципы доступности медицинской помощи и качества оказания медуслуг.
На практике, однако, пациент может столкнуться не только с ошибкой врача, но также с врачебным произволом, с халатностью и грубостью медперсонала, с нарушением конфиденциальности, даже с прямым обманом. За любое нарушение законом предусмотрена ответственность.
Распространённые нарушения в сфере оказания медуслуг
Перечень нарушений в отношении пациентов медучреждений очень широк — от неправильно заполненной медицинской карты до злоупотребления профессиональными полномочиями. Это может быть:
- нарушение врачебного этикета;
- недостоверная информация о заболевании (включая занижение степени его опасности);
- неверно назначенный режим лечения, использование некачественных препаратов;
- отказ от оказания первой помощи при травмах любого характера, а также безосновательный отказ в госпитализации, в переводе в соответствующее отделение после уточнения диагноза и т.п.
Отдельно стоит такое событие, как врачебная ошибка — действия специалиста, приведшие к ухудшению состояния здоровья, инвалидности или летальному исходу.
Что делать, если нарушены права пациента
Любой совершеннолетний дееспособный гражданин может обращаться в соответствующие инстанции самостоятельно, защитой прав детей или недееспособных пациентов занимаются опекуны.
Если бесконфликтного решения проблемы нет, обращаться следует:
- в Росздравнадзор (организация контролирует цену и качество платных медицинских услуг и лекарственных препаратов);
- в Министерство здравоохранения (письменная жалоба рассматривается в течение 3-х дней);
- в прокуратуру (при наличии признаков умышленного преступления);
- в фонд медицинского страхования (консультация экспертов по правам застрахованных граждан).
В отдельных случаях не обойтись без обращения в суд. Оптимально, если сопровождать исковое заявление будет опытный юрист – специалист по защите прав пациентов.
Уважаемые граждане! Юридическая помощь пациентам в Санкт-Петербурге — одно из важных направлений деятельности нашей компании. Обращайтесь, и мы предоставим вам бесплатную консультацию по всем вопросам, при необходимости вашим делом займется адвокат с опытом работы по данному профилю.
Другие статьи по этой теме